Некоторые особенности, характерные для различных форм познания:
Чувственное познание. 7 Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления. 7 Чувственное познание ограничено, оно не углубляется в сущность, а мир имеет внутреннюю сущность, поэтому чувственное познание переходит в логическое, которое отражает сущность предметов. 7
Рациональное познание. 4 Это более сложный, чем чувственное познание, способ отражения действительности посредством логического мышления. 4 Особенности рационального познания:
- Опосредованное отражение. 4 Разум связан с внешним миром через органы чувств, ощущения, восприятия и представления — исходный материал для логического мышления. 4
- Обобщённое отражение действительности. 4 Сравнивая и анализируя данные чувственного познания, мышление выделяет общие признаки и свойства у различных предметов. 4
- Абстрактное отражение. 4 Процесс обобщения сопровождается процессом отвлечения, абстрагирования от всего несущественного для данного класса предметов. 4
- Глубокое отражение объектов. 4 Отражение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. 4
Научное познание. 9 Это вид познавательной деятельности, наиболее полно и объективно отражающий окружающий мир. 9 Признаки научного познания:
- Объективность. 9 Заключается в адекватном отражении объекта, без эмоций и личных предубеждений. 9
- Доказательность. 9 Учёному необходимо дать обоснование своего вывода с опорой на практику и теорию. 9
- Проверяемость и воспроизводимость. 9 Возможность повторить исследование и подтвердить его правильность. 9
- Рациональность. 9 Оформление знания в форме теоретических положений. 9
- Системность. 9 Внедрение знания в систему взаимосвязанных положений, образующих отдельную науку и междисциплинарные связи. 9
- Использование специального языка. 9 Научное познание оперирует специальной терминологией. 9
Социальное познание. 16 Некоторые особенности социального познания:
- Совпадение объекта и субъекта познания. 16 Познающий субъект (исследователь) включается в объект исследования (общество), то есть общество познаёт себя. 1
- Субъективность. 1 Социальное знание связано с интересами исследователя, а люди как объекты изучения могут искажать информацию о себе. 1
- Ценностный характер. 1 Социальные явления оцениваются людьми с помощью духовных ценностей, категорий морали. 1
- Сложность процесса познания. 1 Объектом познания является целостная система общества, которая включает миллиарды людей, тысячи этносов, сотни стран. 1
- Быстрая потеря актуальности. 1 Общество — постоянно развивающаяся динамичная структура, поэтому вместе с происходящими в нём изменениями устаревают ранее полученные знания. 1
- Ограниченность методов познания. 1 Часть методов, используемых в естественных и технических науках, не может быть применена в социальном познании. 1