Некоторые основные теории обучения в современной педагогике:
Ассоциативно-рефлекторная теория обучения. 35 В её основе лежат выявленные И. М. Сеченовым и И. П. Павловым закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека. 3 Согласно теории, усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека — это процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных. 3
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. 3 В разработке теории активное участие приняли учёные-психологи А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина и другие. 3 Главной идеей теории является перевод предметного действия извне вовнутрь. 1
Теория проблемно-деятельностного обучения. 35 В процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретённые знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов её решения. 5
Развивающее обучение. 14 Это организация учебно-воспитательного процесса с ориентацией на развитие ребёнка, раскрытие его потенциальных возможностей и получение эффективной ответной реакции. 4
Кибернетическая концепция обучения. 4 Процесс обучения рассматривается как способ передачи и переработки информационных ресурсов. 4 В теории обосновывается абсолютная роль учебной информации и технологий её освоения, а соответственно абсолютизируется процесс усвоения знаний. 4