Некоторые стратегии сокращения текста, которые используются в образовательных целях:
- Исключение. 15 Из текста убирают ненужные подробности и детали, которые не влияют на ход авторской мысли. 5 Например, исключают вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, риторические вопросы и восклицания, цитаты. 5
- Обобщение. 15 В тексте находят мелкие, единичные факты, находят в них общее и объединяют на его основе. 5 Например, обобщают парцеллированные предложения, ряд предложений, связанные одной мыслью части предложений, конкретные, единичные факты, события, явления. 5
- Замена. 15 Однородные члены заменяют обобщающим словом, сложное предложение — простым, часть предложения или ряда предложений — общим понятием или выражением и так далее. 5
- Слияние. 1 Образуют сложное предложение путём слияния двух простых, которые повествуют об одном и том же предмете речи. 1
При сокращении текста важно помнить, к какому типу речи он относится: 5
- Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, которые характеризуют предмет, но можно сжать средства описания. 5
- Если тип речи — повествование, то действия, которые передают развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. 5
- Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры. 5