Согласно теории когнитивного развития Пиаже, есть четыре основные стадии формирования мышления у детей: 2
- Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет). 2 Ребёнок начинает организовывать восприятие и двигательные действия, воспринимает мир через собственные ощущения и действия. 2
- Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет). 2 Формируются символические представления и начинается развитие речи. 2 Дети могут использовать символы и представления для представления реальных и нереальных объектов и событий. 2
- Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет). 2 Ребёнок приобретает способность совершать логические операции с конкретными объектами. 2 У детей развиваются навыки классификации, сериации, причинно-следственных отношений и сохранения количества. 2
- Стадия формальных операций (от 11 до 15 лет). 2 Дети приобретают способность мыслить абстрактно и решать гипотетические задачи. 2 Они могут применять логику и рассуждения к абстрактным и сложным концепциям. 2
Кроме того, А. З. Зак выделил три формы протекания теоретического мышления: исходную, развитую и предельную: 3
- Исходная форма. 3 Ведущую роль играет функция анализа, результатом теоретического мышления становится выделение общего принципа решения задач данного класса («аналитический» способ). 3
- Развитая форма. 3 Ведущую роль играет функция рефлексии, происходит выделение особенных форм всеобщего отношения. 3 Ребёнок умеет выделять специфические принципы решения подклассов задач данного класса. 3
- Способ, в котором рефлексия и анализ взаимосвязаны. 3 Происходит выделение единства всеобщего отношения и его особых форм. 3