В творческом проекте учащиеся могут выполнять разные роли, которые зависят от этапов работы. 14 Некоторые из них:
- Выбор и принятие решений. 14 Учащиеся обсуждают тему, определяют свои потребности, принимают в составе группы или самостоятельно решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор. 1
- Формулировка проблемы и цели. 1 Ученик ищет противоречия, формулирует проблему (возможно, с помощью учителя), а затем определяет цель проекта (индивидуально или в результате обсуждения в группе). 1
- Выстраивание системы взаимодействия с людьми. 14 Учащиеся участвуют в командной работе, взаимодействуют с учителем-консультантом, выходят за пределы школы в поисках информации или для проверки своей идеи, что заставляет их вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций. 14
- Оценка. 14 Ученик оценивает «чужой» продукт (информацию) с позиций её полезности для проекта, предложенные идеи — с позиций их реалистичности. 14 Также он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. 14
При работе в микрогруппе каждый из её участников находится в одной из стандартных ролей, описанных в социальной психологии: лидер-генератор идей, лидер-организатор, эмоциональный лидер, критик и другие. 3