Некоторые различия в развитии дошкольников по разным периодизациям:
- Периодизация Л. С. Выготского основана на внутренних (психологических) изменениях развития. 1 По мнению учёного, только внутренние изменения позволяют объективно определить периоды развития ребёнка. 1 Л. С. Выготский предполагал, что развитие ребёнка — это непрерывный переход от одного возрастного этапа к другому, связанный с изменением и построением личности. 5
- Периодизация Ж. Пиаже за основу берёт умственное развитие. 1 Учёный выделил четыре стадии: 1
- сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев); 1
- дооперационная стадия (от 1,5–2 до 7 лет); 1
- стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет); 1
- стадия формальных операций (от 12 до 17 лет). 1
- Периодизация Д. Б. Эльконина основана на закономерностях развития деятельности растущего человека. 1 В качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте выделяется сюжетно-ролевая игра. 3
- Периодизация П. П. Блонского строится на таком физиологическом признаке, как появление и смена зубов. 5 В ней выделяют следующие стадии детства: 5
- беззубое (от 8 месяцев до 2–2,5 лет) — то есть до прорезывания всех молочных зубов; 5
- молочнозубое (примерно до 6,5 лет) — соответственно до начала смены зубов; 5
- постояннозубое — вплоть до появления зубов мудрости. 5
Важно учитывать, что границы этапов периодизации возрастного развития детей условны, они зависят от социальных, климатических, этнических и других факторов. 1 Каждый ребёнок развивается в своём темпе, поэтому важно ориентироваться не на возраст, а на индивидуальные особенности развития. 2