Модель Д. Киркпатрика предполагает оценку эффективности обучения на четырёх уровнях: реакция, научение, поведение и результаты. 15 Некоторые различия между методами оценки на разных уровнях:
- Уровень 1 — «Реакция». 14 Оценивается степень удовлетворённости обучавшихся. 1 Для этого используют стандартные анкеты, которые уточняют полезность полученных знаний и навыков для реальной работы, интересность программы, сложность, доступность подачи материала. 1
- Уровень 2 — «Научение». 14 Измеряется, усвоили ли участники обучения новые знания и навыки и изменили ли свои установки (отношение к процессу в целом). 4 Для этого используют специально разработанные тесты, опросники и задания, которые позволяют количественно измерить изменения в квалификации или мотивации участников. 1
- Уровень 3 — «Поведение». 15 Оценивается, в какой степени изменилось поведение участников в результате обучения. 2 Для этого используют метод включённого наблюдения на рабочем месте. 1 Выделяют элементарные ситуации, когда сотрудник ведёт себя правильно, и подсчитывают их количество до и после тренинга. 1
- Уровень 4 — «Результаты». 14 Оцениваются результаты деятельности обученных сотрудников, такие как производительность труда, объём продаж и улучшение качества. 1 По мнению Киркпатрика, оценка на этом уровне — самая сложная и дорогостоящая. 2
Каждый новый уровень на порядок труднее предыдущего. 4 При этом каждый уровень важен и влияет на следующий за ним. 2