Некоторые противоречия, которые существуют в системе современной профориентации:
- Потребности общества и личные планы школьников. 34 Например, зная о перенасыщении рынка труда представителями «модных» и «престижных» специальностей, выпускники школ осознанно затрудняют себе дальнейшее трудоустройство, выбирая их в качестве желаемой профессии. 34
- Выбранная профессия не всегда соответствует возможностям старшеклассника. 34 Получив образование и приступив к работе, человек понимает, что выбор был ошибочным и для успешной реализации себя на данном поприще у него нет требуемых качеств личности. 34
- Сочетание острой нехватки профориентационной работы и необходимости обязательного выбора. 34 К последнему классу школьники обычно осознают, что сложный выбор карьерного пути по душе приведёт к длительным последствиям. 34
- Отсутствие у школьников навыков планирования, прогнозирования вкупе с необходимостью выстраивать долговременные планы своей будущей жизни и карьеры одновременно. 34
- Требование обязательного выбора набора сдаваемых государственных экзаменов для последующего поступления в учебные заведения и профессии накладывается на отсутствующее или недостаточное представление учащихся о многообразии имеющихся в мире профессий. 34
- Потребность школьников в профессиональном обучении и отсутствие или недостаточная квалификация школьных психологов и профконсультантов, способных вести длительную профориентационную деятельность начиная с начальных классов и сопровождая ребёнка до самого выпуска. 34