Основные принципы выбора родственных тональностей в классической музыке:
- Отсутствие универсальной системы. 1 Каждый композитор разрабатывает свою систему на основе существующих в творчестве других музыкантов. 1
- Критерии близости — наличие общих звуков и созвучий (главным образом, трезвучий). 3 Чем больше общего, тем ближе связи. 3
- Выделение трёх степеней родства: 3
- Первая степень. 3 Сюда входят 6 тональностей, которые по большей части различаются на один ключевой знак. 3 Это параллельная тональность (все звуки одинаковые), доминантовая и параллельная к ней (разница в один звук), субдоминанта и параллельная к ней (тоже разница на один ключевой знак). 3
- Вторая степень родства. 3 В этой группе 12 тональностей (из которых 8 одного ладового наклонения с исходной тональностью, а 4 — противоположного). 3 К уже найденным тональностям первой степени родства разыскиваются партнёры — свой набор тональностей первой степени, то есть родственных к родственным. 3
- Третья степень родства. 3 Это самый слабый уровень связи тональностей. 3 Сюда относятся пять тональностей, которые при сравнении с исходными не обнаруживают ни одного общего трезвучия. 3
Также наиболее близкой считается одноимённая тональность. 1