Некоторые основные принципы системы Станиславского, которые применяются в современной актёрской педагогике:
- Принцип «от внутреннего к внешнему». 1 Актёр стремится понять психологическую сущность роли, найти искренние основания для чувств и поступков, и только потом воплощает всё это во внешнем проявлении (мимика, жесты, интонации и т. д.). 1
- Принцип жизненной правды. 2 Существует прямая связь между эмоциями актёра и зрителя. 2 Чем больше актёр чувствует свою игру и точнее передаёт переживания героя, тем больше верит зритель тому, что происходит на сцене. 2
- Принцип сверхзадачи и «сквозного действия». 2 Сверхзадача — это цель произведения, что необходимо донести зрителю. 2 Важно не изображать образы, а действовать в образах. 2
- Принцип органичности (естественности). 2 В творчестве не может быть ничего искусственного и механического. 2 Всё должно быть в соответствии с требованиями органичности. 2
- Принцип перевоплощения. 2 Создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение. 2
- Принцип предлагаемых обстоятельств («Если бы…»). 2 Актёр создаёт в своём воображении те или иные обстоятельства внешней среды и задаётся вопросом: «Чтобы я стал делать, будь это реальность?». 2 Предлагаемые обстоятельства побуждают актёра совершать определённые действия. 2