Основные принципы силлабо-тонического стихосложения, предложенные Тредиаковским, изложены в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735): 13
- Зависимость способа сложения стихов от природных свойств языка. 3 Тредиаковский считал, что силлабика пригодна для языка с постоянным ударением, а в русском языке ударение не закреплено за определённым слогом. 3 Поэтому стихосложение должно быть подчинено принципу правильного чередования ударных и безударных слогов. 3
- Использование стопы как ритмической единицы стиха. 1 Тредиаковский выделял четыре вида стоп: хорей, ямб, спондей и пиррихий. 2 Чем больше однородны стопы в строке, тем отчётливее слышится ритм. 2
- Преимущество женской рифме. 3 Тредиаковский не допускал чередования женских и мужских рифм в пределах одного стихотворения. 3
- Применение силлабо-тонического принципа только к длинным стихам. 13 Тредиаковский считал необходимым регулярный ритмический размер только для длинного 11 или 13-сложного стиха, короткие же стихи, по его мнению, могли писаться классической силлабикой. 1