Некоторые основные принципы, лежащие в основе создания воспитывающей среды в образовательных учреждениях:
- Демократизация. 1 Распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками образовательного процесса. 1
- Гуманизация. 1 Равный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения. 1 Переориентация образовательного процесса на личность ученика. 1
- Гуманитаризация образовательных программ. 1 Соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применение таких технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения. 1
- Дифференциация, мобильность и развитие. 1 Обеспечение учащимся по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения: смена класса, выбор профиля, направленности образования. 1
- Открытость образования. 1 Предоставление возможности общего образования на любой ступени, любом уровне: базисном и дополнительном. 1
- Центрация воспитания на развитии личности ребёнка. 4 Содержание, формы и методы воспитания рассматриваются как пути обеспечения возможностей и условий для развития личности. 4
- Природосообразность. 4 Воспитание должно основываться на научном понимании социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части. 4
- Культуросообразность. 4 Воспитание должно открывать ребёнку возможность интеграции в мировую культуру через постижение ценностей и норм общечеловеческой, национальной культуры. 4
- Системность. 4 Воспитательное пространство рассматривается как система, все элементы которой не просто связаны, а находятся во взаимозависимости. 4