Некоторые основные принципы, которые легли в основу «Великой дидактики» Я. А. Коменского:
- Принцип сознательности и активности. 3 Обучение должно происходить не пассивно (с помощью зубрёжки), а осознанно, глубоко и основательно (с помощью искреннего интереса учащегося). 3
- Принцип наглядности. 45 Усвоение знаний путём наблюдения за предметами и явлениями, а также их чувственного восприятия. 3 Любые научные правила и законы должны были подводиться под доступными и понятными примерами. 45
- Принцип постепенности и систематичности знаний. 3 Информация для изучения должна подаваться последовательно — в установленной логической и методической последовательности. 3
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками. 3 Регулярные упражнения и повторения являются показателем полноценности знаний и навыков. 3 Однако Коменский уточнял, что нельзя слепо зубрить учебный материал, не разобравшись в нём. 3
- Принцип доступности. 1 Образование должно быть доступно для всех, независимо от социального положения, расы или пола. 1
- Принцип воспитания. 1 Образование должно не только предоставлять знания, но и формировать личность, воспитывать у учащихся ценности и навыки, необходимые для жизни в обществе. 1
- Принцип непрерывности. 1 Образование должно быть непрерывным и включать в себя всю жизнь человека. 1 Обучение должно быть долгосрочным и охватывать все этапы жизни, от детства до старости. 1