Некоторые принципы коммунарской педагогики, которые могут использоваться в современных образовательных учреждениях:
- Принцип гуманистического воспитания. 1 Дети и педагоги являются субъектами воспитательной системы, а главный критерий эффективности — развитие личности ребёнка. 1
- Личностный подход. 1 Ребёнок признаётся высшей социальной ценностью, принимается таким, какой он есть. 1 Педагог влияет на развитие ребёнка, опираясь на совокупность знаний о человеке. 1
- Принцип природосообразности воспитания. 1 Воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, с учётом возраста, пола, особенностей психики и физиологии. 1
- Принцип средового подхода. 1 Образовательное учреждение включает в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. 1
- Деятельностный подход. 1 Ребёнок не готовится в школе к будущей жизни, он уже живёт реальной жизнью. 1 Ему нужна интересная деятельность, отвечающая его потребностям и особенностям. 1
- Целостный подход. 1 Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами. 1
- Принцип комплексного подхода. 1 Воспитываются и развиваются какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. 1
Также в коммунарской педагогике используется методика коллективных творческих дел (КТД). 25 Её главная методическая единица — совокупность приёмов действий, выстроенных в определённой последовательности. 2