Основные принципы технологии проблемного обучения:
- Создание проблемных ситуаций в процессе усвоения учебного материала. 1 Они могут возникать при объяснении, закреплении, контроле. 2
- Высокая активная деятельность учащихся. 1 Ученики не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. 4
- Связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудовой деятельностью. 1
Некоторые методы, используемые в технологии проблемного обучения:
- Объяснительный метод. 2 Учитель сообщает и обобщает факты науки, описывает и объясняет их. 2
- Репродуктивный метод. 24 Уроки строятся по аналогии с образцами. 4 Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры и указывает, как находить противоречия. 4
- Практический метод. 2 Предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием. 2
- Частично-поисковый (эвристический) метод. 4 Учитель сам формулирует проблему и путём постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. 4 Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. 4
- Исследовательский метод. 24 Задача учителя — поставить проблемную ситуацию. 4 Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ её решения — целиком самостоятельная работа учеников. 4