В современной методике преподавания русского языка используются содержательные и языковые приёмы сжатия текста. 15
Содержательные приёмы включают разделение информации на главную и второстепенную, а также свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее). 25
Языковые приёмы включают:
- Исключение. 14 Удаление из исходного текста вводных слов, однородных членов предложения, повторов, однотипных примеров, риторических вопросов и восклицаний, цитат, деталей, пояснений, рассуждений, описаний, а также слов и предложений, которые можно удалить без ущерба для содержания. 4
- Обобщение. 14 Объединение в исходном тексте небольших предложений, предложений, связанных одной мыслью, частей предложений, а также конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 4
- Упрощение (замена). 14 Замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом, слияние нескольких предложений в одно, замена части текста одним предложением, сокращение количества частей сложного предложения, замена фрагмента предложения синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена прямой речи — косвенной. 4
Выбор конкретного приёма сжатия зависит от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся. 2