Некоторые основные приёмы развития критического мышления, которые можно использовать на уроках литературы:
«Мозговая атака». multiurok.ru Групповое решение творческой проблемы. multiurok.ru Цель — развить креативность мышления учащихся и их коммуникативные качества. multiurok.ru
«Ключевые слова». multiurok.ru Приём используется на стадии вызова. multiurok.ru За 3–5 минут пишется «легенда», «рассказ», «история». multiurok.ru Этот приём позволяет быстро повторить домашнюю работу, поставить цели к уроку и ввести учеников в рабочую атмосферу дальнейшей работы. multiurok.ru
«Кластер». multiurok.ru Способ графической организации материала. multiurok.ru На первом этапе посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы. multiurok.ru На втором этапе учащиеся записывают всё, что знают по поводу данной темы. multiurok.ru На третьем этапе осуществляется систематизация: хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. multiurok.ru На четвёртом этапе по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. multiurok.ru
«Взаимоопрос». multiurok.ru Это один из способов работы в парах. multiurok.ru Используется на стадии «осмысления». multiurok.ru Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. multiurok.ru
«Написание эссе». urok.1sept.ru Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. urok.1sept.ru Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более пяти минут. urok.1sept.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.