Некоторые приёмы, которые используются при обсуждении на коллективных учебных занятиях:
- Уточняющие вопросы. 1 Например: «Что вы имеете в виду, когда говорите, что?..», «Как вы докажете, что это верно?». 1
- Повторение высказывания. 1 Это стимулирует переосмысление и уточнение сказанного. 1 Примеры: «Вы говорите, что…», «Я так вас понял?». 1
- Демонстрация непонимания. 1 Побуждение учеников уточнить суждение. 1 Пример: «Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста». 1
- Сомнение. 1 Позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания. 1 Примеры: «Так ли это?», «Вы уверены в том, что говорите?». 1
- Альтернатива. 1 Ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе. 1
- Доведение до абсурда. 1 Ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы. 1
- Задевающее высказывание. 2 Преподаватель говорит утверждение, которое должно вызвать бурную реакцию учеников и заставить их оспорить сказанное и поделиться своим мнением. 2
- Нет-стратегия. 2 Высказывание учеников оспаривается фразой «Это невозможно», при этом позиция не объясняется. 2