Некоторые основные ошибки, которые допускают выпускники при написании экзаменационного сочинения:
- Фактические ошибки. 3 Они связаны с отсутствием достоверной информации по обсуждаемой теме, слабым знанием текстов художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий. 3
- Логические ошибки. 3 Они связаны с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста. 3 Например, нарушение последовательности высказывания, отсутствие связи между частями высказывания, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. 3
- Орфографические ошибки. 1 Школьники испытывают трудности в правильном написании слов. 1 Среди орфографических правил, которые приводят к большому количеству ошибок в сочинениях выпускников, — «-Н-» и «-НН-» в разных частях речи, слитное и раздельное написание «НЕ» с разными частями речи, правописание безударных гласных в корне, личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени, слитное, раздельное и дефисное написание слов. 1
- Пунктуационные ошибки. 1 Они связаны с расстановкой знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах, в сложных предложениях с несколькими придаточными или с разными видами связи. 1
- Нарушение грамматических норм. 1 Например, ошибки в структуре слова, словосочетания или предложения, нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. 5
- Речевые недочёты. 1 Наиболее частой речевой ошибкой в экзаменационных работах по русскому языку стал неоправданный повтор слов, что свидетельствует о бедном словарном запасе выпускников. 1