Некоторые основные направления реформаторской педагогики, существовавшие в Западной Европе и США в конце XIX — начале XX веков:
Свободное воспитание. 3 Направление развивало традиции свободы в обучении и воспитании детей, согласно которому ребёнок является центром педагогического процесса. 3 Основные представители: Эллен Кей, Фриц Гансберг, Людвиг Гурлитт, Мария Монтессори. 3
Экспериментальная педагогика. 19 Педагоги-эксперименталисты искали и разрабатывали новые подходы и методы познания природы ребёнка. 1 Во главу угла ставилось саморазвитие личности. 1
Педагогика прагматизма (или «философия прагматизма»). 1 Это направление провозглашало: истинно то, что имеет практическую значимость. 1 Прагматисты считали, что школа — это общество в миниатюре, а воспитание должно поощрять спонтанное развитие личности и заниматься постоянным преобразованием расширяющегося личного опыта ребёнка. 1
Социальная педагогика. 6 Представители этого направления главным источником педагогической науки и практики считали социально-историческое знание. 6
Идеи трудовой школы. 10 Представителями этого направления были Роберт Зейдель и Георг Кершенштейнер. 10
Философско-прагматическое направление. 10 Его представителем был Джон Дьюи. 710