Некоторые основные направления работы в теории и методике развития речи у детей:
- Развитие словаря. 2 Включает освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания и ситуацией общения. 2
- Воспитание звуковой культуры речи. 2 Направлено на развитие восприятия звуков родной речи и произношения. 2
- Формирование грамматического строя речи. 2 Включает изучение морфологии (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксиса (освоение различных типов словосочетаний и предложений) и словообразования. 2
- Развитие связной речи. 2 Включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи (рассказывание). 2
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. 2 Направлено на различение звука и слова, нахождение места звука в слове. 2
- Воспитание интереса и любви к художественному слову. 2
Также выделяют три аспекта задач развития речи: 4
- Структурный. 4 Формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического. 4
- Функциональный или коммуникативный. 4 Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога. 4
- Когнитивный, познавательный. 4 Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи. 4