Н. И. Кудряшёв в книге «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» (М., 1981) выделил следующие методы обучения литературе: 1
- Метод творческого чтения. 14 Включает выразительное чтение учителя, обучение выразительному чтению учащихся, комментированное чтение, беседы, постановку проблемы на уроках, творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения. 14
- Эвристический или частично-поисковый. 13 Предусматривает построение системы вопросов для эвристической беседы, системы заданий по тексту художественных произведений или по критическим статьям, постановку проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута. 13
- Исследовательский. 13 Цель метода — развить умение самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса. 13 Предусматривает постановку проблемных вопросов, исследовательских заданий, формулировку тем докладов и рефератов, заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам. 3
- Репродуктивный. 13 Учащиеся получают знания как бы в готовом виде. 1 Предусматривает рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, обзорную лекцию, задания по учебнику, учебным пособиям. 1
В школьной практике методы не существуют в чистом виде, а переплетаются, перекрещиваются. 13