Некоторые методы обучения, которые используются для развития коммуникации у слепоглухонемых детей:
- Формирование жестовой формы речи. 1 С помощью жестов ребёнок устанавливает контакт с окружающими и постепенно вступает с ними в общение, познаёт окружающий мир. 1 Жесты могут быть многозначными и содержать обозначения предметов и совершаемых с ними действий. 1
- Метод цепных сочетательно-двигательных реакций. 3 Для слепоглухонемых учеников первого–второго годов обучения составляется цепочка из нескольких хорошо знакомых действий. 3 Каждому действию в этой цепочке соответствует повелительная фраза учителя, диктующая нужное действие. 3
- Методика «прямой установки». 3 Педагог становится сзади ребёнка, руки ребёнка накладываются ладонями на тыльную поверхность кистей рук взрослого. 3 В таком положении взрослый действует с предметами, а ребёнок пассивно сопровождает его действия движениями своих рук. 3
- Метод замены жестов пальцевыми (дактильными) словами. 3 Некоторые жесты, обозначающие хорошо знакомые и часто встречаемые в быту предметы, заменяют дактильными словами. 3
- Использование дидактических игр и упражнений. 1 Они формируют и закрепляют навыки ориентировки в пространстве, развивают умения «осмотра» предметов руками, в узнавании их на ощупь и по запаху. 1
- Обучение лепке. 1 Лепка способствует укреплению мышц руки и формированию мелких и точных движений пальцев. 1
- Ручной труд (работа с бумагой, ножницами, клеем). 1 Способствует развитию мелкой моторики слепоглухонемых детей и дифференцированному восприятию свойств материала. 1