Некоторые основные критерии, которые определяют готовность ребёнка к систематическому обучению:
- Мотивационная готовность. 1 Отношение к учёбе, желание учиться, интерес к систематической учебной деятельности. 1
- Личностная готовность. 1 Направленность личности ребёнка на учёбу, способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, высокая адекватная самооценка. 1
- Волевая готовность. 1 Осознанное решение учебных задач, умение ставить цель и понимать её смысл, принимать решения, строить внутренний план и выполнять его, преодолевать трудности, контролировать своё поведение, оценивать результат своего действия. 1
- Интеллектуальная зрелость. 1 Преобладание словесно-логического мышления над образным, интерес к обобщённым научным знаниям об окружающем мире, способность логически выстраивать свою речь и проговаривать учебные задачи и действия, устанавливать основные связи между явлениями, концентрировать внимание, запоминать большой объём информации. 1
- Социальная зрелость. 1 Уровень коммуникативных навыков, соответствующий роли ученика, новые потребности и ценности, умение общаться со взрослыми в контексте учебной деятельности, сотрудничать со сверстниками, считаться с другими, уступать и при необходимости подчиняться, приспосабливаться и адаптироваться, выполнять школьный режим и правила. 1
- Эмоциональная зрелость. 1 Сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания. 1
- Физиологическая готовность. 2 Уровень развития основных функциональных систем организма ребёнка и состояние его здоровья. 2
Каждый ребёнок развивается с разной скоростью и в разных условиях, поэтому нет универсальной системы оценки готовности. 4 Определить уровень готовности ребёнка к обучению может только специалист, например, квалифицированный детский психолог. 1