Некоторые критерии, которые используются для определения наукоёмкости продукции:
- Коэффициент наукоёмкости. 4 Рассчитывается как отношение расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) к базовому показателю результата деятельности предприятия. 4 В качестве базового показателя могут использоваться стоимость валовой, товарной, отгруженной, чистой продукции, себестоимость продукции или стоимостная оценка основных факторов производства. 4
- Расходы на НИОКР в расчёте на одного работающего. 4
- Отношение числа занятых в производственном процессе и научном обслуживании к численности промышленно-производственного персонала. 4
- Доля затрат на исследования и разработки в общих издержках или объёме продаж. 3 К категории наукоёмкой относят продукцию, для которой этот показатель составляет не менее 3,5–4,5%. 3
- Наукоотдача. 3 Это отношение объёма продаж наукоёмкой продукции к расходам на НИОКР за год. 3
Также наукоёмкой считают продукцию, которая имеет в основе долгосрочные конкурентные преимущества благодаря использованию в производственном процессе последних достижений науки и техники. 4