Основные характеристики и методы московской и петербургской филологических школ:
- Московская филологическая школа (Московская лингвистическая школа). 39 Учёные школы стремились к строгости и точности в исследовании, опирались на формальные свойства языка, изучали язык в категориях языковых без обращения к категориям психологии, логики и других наук. 9 Школа занималась развитием общего и сравнительного языкознания, русистики и славистики. 3
- Петербургская филологическая школа. 25 Для неё характерно понимание языка как формы коллективного мышления, внимание к социальным факторам языковой эволюции, последовательное различение сознательного и бессознательного в языковом мышлении, оригинальное понимание соотношения исторического и описательного языкознания, разработка идеи языковых уровней. 5
Отличия между школами заключаются в следующем:
- Московская филологическая школа интересовалась языковой формой в лингвистически сконструированной модели, представленной статически как стиль. 1
- Петербургская филологическая школа акцентировала внимание на семантике системы («значение формы») в её функции и динамике. 1