В. П. Панюшкин выделяет три основных этапа становления совместной деятельности в обучении: 1
- Приобщение обучаемых к деятельности. 1 Этот этап характеризуется как репродуктивное взаимодействие и включает в себя индивидуальные действия учителя и учащихся, имитируемые и подражательные действия. 1
- Согласование деятельности учащихся с учителем. 1 Этот этап протекает в трёх формах: саморегулируемые действия школьников, самоорганизуемые действия обучающихся и самопобуждаемые действия. 1
- Партнёрство обучающихся и учителя. 1 Этот этап направлен на совершенствование процесса освоения различных видов деятельности. 1
Кроме того, существует поэтапная структура организации групповой учебной деятельности: 2
- Подготовительный этап. 2 Педагог обозначает цель учебного занятия, формулирует его тему, разбивает учащихся на группы и стимулирует их к реализации групповой деятельности и взаимодействия. 2
- Основной этап. 2 Учащиеся работают в группах, чтобы решить поставленную задачу. 2 Они сотрудничают, действуют сообща для достижения единой цели и несут взаимную ответственность. 2
- Заключительный этап. 2 Учащиеся представляют педагогу своё решение поставленной задачи, аргументируют его и доказывают его достоверность. 2 Они оценивают свою работу и работу других учеников, учатся оценивать эффективность коллективного взаимодействия. 2