Некоторые основные этапы работы над звуком «Р» в логопедической практике:
- Диагностика и определение причины нарушения. 2 Логопед выявляет причину, по которой ребёнок не может произнести звук «Р». 2
- Подготовка артикуляционного аппарата. 23 Включает укрепление мышц языка, улучшение координации его движений, а также развитие воздушной струи. 23
- Формирование воздушной струи. 3 Для произношения звука «Р» нужна сильная направленная воздушная струя, проходящая вдоль языка. 3
- Постановка звука «Р». 23 После того как мышцы языка укреплены, а воздушная струя выработана, можно переходить к постановке звука «Р». 23 Для этого используют разные методы, например, прямой метод постановки, метод подражания, механический метод (с помощью зондов). 3
- Автоматизация звука «Р». 23 После установки звука необходимо закрепить его в речи ребёнка. 2 Для этого проводят автоматизацию звука в различных речевых ситуациях: 2
- Автоматизация в слогах. 23 Начинают с простых слогов («ра», «ро», «ры»), затем переходят к более сложным комбинациям. 23
- Автоматизация в словах. 23 Звук «Р» вводят в слова с различными позициями звука — в начале, середине и конце слова (например, «рыба», «корона», «сир»). 23
- Автоматизация в фразах. 23 Проговаривают фразы, содержащие слова с «Р» («Красная рыба прыгает в реку»). 23
- Автоматизация в спонтанной речи. 23 На заключительном этапе звук «Р» должен стабильно присутствовать в обычной разговорной речи ребёнка. 23
- Закрепление и контроль. 23 Заключительный этап — закрепление и контроль правильного произношения звука «Р» в повседневной жизни. 23
Постановка звука «Р» — многогранный и поэтапный процесс, требующий терпения и систематичности. 2