В добукварный (подготовительный) период обучения грамоте у учащихся формируются первоначальные представления об основных языковых и речевых понятиях: речи, предложении, слове, слоге, ударении, звуке. bspu.by Некоторые этапы этого периода:
- Знакомство с понятием «речь». bspu.by Ученики узнают, что речь бывает устной и письменной. bspu.by Разбираются возможные варианты общения в устной и письменной форме. bspu.by
- Знакомство с предложением. infourok.ru bspu.by Начинается с устных заданий: составляются предложения о наблюдаемых действиях. infourok.ru Далее вводится условное изображение предложения — длинная полоска чёрного цвета с вертикальной чертой в начале предложения и точкой в конце. infourok.ru Ученики учатся произносить предложения с интонацией законченности. infourok.ru
- Знакомство с понятием «слово». bspu.by Ученики приходят к выводу, что предложения состоят из слов. bspu.by Происходит знакомство со способом обозначения слова на схеме. bspu.by Ученики практикуются в определении последовательности и количества слов в предложении, составлении предложений с заданным количеством слов, с опорой на схемы. bspu.by
- Знакомство со звуками речи. bspu.by Ученики узнают, что слово состоит из звуков. bspu.by Звуки речи делятся на гласные и согласные. bspu.by Гласные звуки бывают ударными и безударными. bspu.by Согласные звуки могут быть твёрдыми или мягкими, звонкими или глухими. bspu.by
- Фонетическая работа. multiurok.ru Включает выделение предложений из речевого потока, отдельных слов в предложении, слогов, ударного слога, подбор слов к слоговой или звуковой схеме, упражнения в звукоподражании и другое. multiurok.ru