Нет однозначного мнения о том, какие этапы постановки звука наиболее эффективны в логопедической практике. Однако традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения: 4
- Подготовительный этап. 4 Цель — подготовить речедвигательный и речеслуховой анализатор к правильному восприятию и произнесению звуков. 4 На этом этапе развивают артикуляционную моторику, речевое дыхание, голосовые возможности, слуховое восприятие и фонематический слух. 35
- Постановка звука. 4 Цель — добиться правильного произношения изолированного звука. 4 На этом этапе объединяют отработанные на подготовительном этапе положения и движения органов артикуляции, создают артикуляционную базу данного звука, добавляют воздушную струю и голос для постановки звонких и сонорных звуков, отрабатывают произнесение изолированного звука. 4
- Автоматизация звука. 14 Цель — добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи. 4 На этом этапе поставленный звук постепенно вводят в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. 4
- Дифференциация звука. 14 Цель — научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. 4 На этом этапе проводят постепенную дифференциацию смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи. 4
Выбор способа постановки звука зависит от вида нарушения, анатомических особенностей речевого аппарата, степени доверия между ребёнком и взрослым, который выполняет постановку звуков. 35