Основные этапы формирования цветового восприятия у детей:
- Усвоение эталонной системы цветов. 1 В этот период слово становится определяющим в формировании цветовых восприятий. 1 В первую очередь усваиваются наиболее часто встречающиеся цвета: красный, зелёный, жёлтый, синий и другие. 1
- Разрушение цветовых стереотипов. 1 Понимание того, что цвет предмета зависит от условий: освещённости, положения в пространстве. 1 Например, цвет неба может быть оранжевым в предзакатные часы, грязно-серым в пасмурную погоду. 1
- Понимание взаимосвязи цвета и характера изображаемого. 1 Здесь цвет выступает в качестве средства художественной выразительности, помогающего вызвать то или иное художественное впечатление, эмоцию у зрителя. 1
Также выделяют ещё несколько этапов формирования представлений о цвете у детей: 2
- Идентификация предметов по признаку цвета. 3 Первые игры и упражнения предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко различающихся по цвету. 3
- Обучение нахождению идентичного предмета по цвету. 2 На этом этапе взрослый обучает ребёнка концентрировать своё внимание только на определённом свойстве предметов — цвете. 2
- Соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. 2 Взрослый на этом этапе даёт словесное обозначение предмета. 2
- Выбор ребёнком предметов определённого цвета по словесной инструкции взрослого. 2 Основной тип инструкции на этом этапе заключается в том, чтобы ребёнок дал предмет определённого цвета. 2
- Формирование у ребёнка словесного обозначения цвета. 2 На этом этапе уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зелёный, лимон жёлтый, земля чёрная, помидор красный и т. д.). 3
- Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета. 2
- Обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности. 2 Закрепление постоянного признака цвета за предметом. 3