Некоторые организационные модели, которые успешно применяются в системе высшего образования для интеграции научных исследований и образовательного процесса:
- Модель междисциплинарного взаимодействия. 1 Интеграция происходит в рамках отдельных дисциплин и учебных курсов за счёт привлечения научных сотрудников и проведения исследований по соответствующей тематике. 1
- Модель научно-образовательных центров. 12 Создаются специальные структурные подразделения, которые отвечают за интеграцию образовательной и научной деятельности. 1 В них реализуются научные проекты с привлечением студентов и преподавателей. 1
- Модель университетов исследовательского типа. 1 В таких университетах научно-исследовательская деятельность является приоритетным направлением, и ей отводится значительное место во всех аспектах образовательного процесса. 1
- Инновационные консорциумы. 4 Объединяют вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры. 4 На основе консорциумов формируются устойчивые инновационные кластеры. 4
- Центры передовых исследований. 34 Формируются путём объединения наиболее продуктивных вузовских, академических и отраслевых научных коллективов. 4 Им предоставляются необходимые ресурсы, и они финансируются на конкурсной основе. 34