Для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) подходят адаптированные образовательные программы, которые разработаны с учётом индивидуальных особенностей таких обучающихся. 23
Некоторые из них:
- «Диагностика — развитие — коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью» (Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова). 2
- «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева). 2
- «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). 23
- «Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» (под ред. И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько). 2
В рамках таких программ учитываются разные образовательные области: социально-коммуникативная, физическая, познавательная, речевая, художественно-эстетическая. 12
Для детей с ТМНР также разрабатывают индивидуальные программы развития (ИПР) на основе адаптированной образовательной программы. 4