Некоторые новаторские подходы к обучению и воспитанию дошкольников, разработанные Александрой Усовой:
- Идея занятий. 1 Усова использовала слово «занятие» вместо слова «урок», чтобы подчеркнуть отличие дошкольного учреждения от школы. 1 Грамотно организованная система занятий позволяла детям овладевать различными умениями и в дальнейшем самостоятельно и творчески реализовывать свои замыслы в соответствующем виде деятельности. 1
- Систематизация знаний. 2 Усова выдвинула положение о необходимости системы знаний и умений для дошкольников, которая бы учитывала их возрастные особенности и способствовала формированию общих представлений и понятий, развитию мыслительных способностей. 2
- Выделение трёх уровней учебной деятельности. 1 Усова выделила их в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать поставленных целей. 1
- Организация сенсорного воспитания. 14 Усова пришла к выводу, что для успешного умственного развития ребёнка нужно организовать его чувственный опыт и развивать сенсорные способности. 1
- Значение детской игры. 5 Усова считала, что игра важна тем, что способна организовать жизнь ребёнка. 5 В руководстве игрой решающее значение приобретают косвенные методы педагогического воздействия, основанные на предварительном изучении интересов, потребностей и склонностей детей. 5