Некоторые новаторские идеи в педагогике, которые легли в основу манифеста «Педагогика сотрудничества»:
- Учение без принуждения. 4 Предполагает исключение авторитарных методов, которые принуждают к учению. 4 Вместо них применяются методы положительного стимулирования, требовательность, основанная на доверии, активности, сознательности. 4
- Идея трудной цели. 14 Сотрудничество учителей и учащихся возможно лишь при наличии и осознании общей, большой, общественно значимой, а потому трудной цели и веры в её достижение. 4
- Идея опоры. 4 Для того чтобы каждый, даже слабый, ученик имел возможность свободно участвовать в общей работе класса, необходимо предоставить ему достаточную ориентировочную основу — опору, подсказку, помощь. 4
- Идея свободного выбора. 14 Возможность свободного выбора ряда элементов учебной деятельности есть необходимое условие развития инициативы и творческого мышления учащихся. 4
- Идея опережения. 4 Для возможно более полного и глубокого усвоения знаний большое значение имеет их «вызревание» в сознании, которому способствует опережающее программу знакомство с учебным материалом. 4
- Идея крупных блоков. 14 Способ подачи учебной информации укрупнёнными дозами (блоками) даёт возможность использовать резервы абстрактного мышления ребёнка и приводит к улучшению результатов обучения. 4
- Идея самоанализа. 4 Каждое школьное дело, достижение, результат работы и поведения ученика должны быть проанализированы коллективом и самим учеником для формирования правильных оценок, самооценок и взглядов личности. 4