Некоторые новаторские идеи, которые Артур Лурье привнёс в развитие музыкальной теории:
- Проект четвертитоновой нотации. 2 Лурье предложил новый знак в виде цифры «4» (quartiese), который повышал звук на 1/4 тона, и «4» в перевёрнутом виде (quart» moll), понижавший звук на 1/4 тона. 1
- Новые законы формообразования. 2 Лурье выдвигал понятие «синтез-примитивы», которое предполагало свободную последовательность неменяющихся элементов. 2
- Сближение выразительных возможностей хоровой и оркестровой партитур. 34 Например, в кантате «В кумирне золотого сна» Лурье расчленил хоровые партии на короткие мелодические отрезки с дифференцированным ритмическим рисунком, что позволило отдельным звукам горизонтали звучать при воспроизведении разновременно. 4
- Усложнение гармонической вертикали, насыщение её диссонансами. 3 Например, в одном из тактов кантаты композитор использовал одновременное звучание уменьшенных альтерированных ступеней аккорда. 3
- Создание стереомонодии. 3 Лурье применял этот приём на основе изменения состава унисонов вокальных партий. 3
- Упразднение единства слоговой структуры слова. 1 Композитор впервые попытался превратить хор в вокальный оркестр, где хоровая группа выступает как аккомпанемент к солирующей мелодии. 1