Некоторые новаторские идеи, которые предложили педагоги-новаторы в XX веке:
- В. Ф. Шаталов — концепция интенсивного обучения, основанная на идеях гуманизма и приоритете личности в процессе обучения. 3 Шаталов использовал графические материалы, передающие учебную информацию, что позволило упростить процесс обучения и сделать его более доступным для восприятия. 3
- О. С. Газман — концепция воспитания, ориентированная на уход от авторитаризма педагога и занятие им роли помощника в развитии навыков самостоятельности, способности к саморазвитию и самовыражению. 3
- И. П. Иванов — использование коммунарской методики в процессе обучения, ориентированной на организацию формирующей деятельности учащихся, социально полезной, творчески ориентированной и гуманистически направленной. 3
- Ш. А. Амонашвили — педагогическая система, выстроенная на вере в ученика, гуманности, воспитании творчеством и близком сотрудничестве педагога с детьми. 4 Школьные занятия были уроками познания, общения, взаимопомощи. 4
- И. П. Волков — система выявления творческих способностей детей и их развития. 4 В «свободной мастерской» Волкова каждый мог выбрать дело по душе, при этом не было ограничения инициативы школьника. 1
- М. П. Щетинин — новаторская методика, построенная на создании комплексного образовательного пространства, которое включало в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности. 1 В центре всего педагогического процесса — духовно-нравственное развитие. 1