Некоторые недостатки классно-урочной системы, которые привели к появлению альтернативных форм обучения:
- Ориентация на «среднего» ученика. infourok.ru solncesvet.ru Программы, учебные планы и учебники составляются для ребёнка с обычными показателями успеваемости. solncesvet.ru Более сильные ребята лишены возможности полностью раскрыться, а отстающим сложно справляться со слишком высоким для них темпом работы. solncesvet.ru
- Ограниченность использования индивидуального подхода. infourok.ru solncesvet.ru Педагог на уроке взаимодействует сразу с целым классом и не может выделить время на отдельных ребят. solncesvet.ru
- Единый темп обучения. infourok.ru В результате у сильных учащихся происходит задержка творческого развития, а слабые дети испытывают непосильные трудности. infourok.ru
- Преимущественно словесный характер обучения, ориентированность на память, а не на мышление. infourok.ru
- Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке. infourok.ru Уровень знаний проверяют только после завершения темы. solncesvet.ru
- Доминированность роли учителя, его мнения (сужение информационного поля). infourok.ru В условиях глобализации образования, где школа и учитель не являются единственным источником знаний, это существенный недостаток. infourok.ru
- Усвоение учащимися стандартного материала, не имеющего личностного смысла для них. infourok.ru Дети не видят смысла в обучении, а некоторые просто отсиживают урок в надежде, что он когда-нибудь закончится. infourok.ru
В ответ на эти недостатки появились, например, такие альтернативные системы обучения, как Белл-ланкастерская система взаимного обучения, где старшие ученики под руководством учителя сначала сами изучали материал, потом, получив инструкции, обучали своих младших товарищей. tabl.god-tigra.ru Или Батовская система, где процесс обучения делился на две части: коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия как с сильными, так и со слабыми учащимися. tabl.god-tigra.ru