Некоторые недостатки классно-урочной системы, которые привели к появлению альтернативных форм обучения:
- Ориентация на «среднего» ученика. 34 Программы, учебные планы и учебники составляются для ребёнка с обычными показателями успеваемости. 4 Более сильные ребята лишены возможности полностью раскрыться, а отстающим сложно справляться со слишком высоким для них темпом работы. 4
- Ограниченность использования индивидуального подхода. 34 Педагог на уроке взаимодействует сразу с целым классом и не может выделить время на отдельных ребят. 4
- Единый темп обучения. 3 В результате у сильных учащихся происходит задержка творческого развития, а слабые дети испытывают непосильные трудности. 3
- Преимущественно словесный характер обучения, ориентированность на память, а не на мышление. 3
- Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке. 3 Уровень знаний проверяют только после завершения темы. 4
- Доминированность роли учителя, его мнения (сужение информационного поля). 3 В условиях глобализации образования, где школа и учитель не являются единственным источником знаний, это существенный недостаток. 3
- Усвоение учащимися стандартного материала, не имеющего личностного смысла для них. 3 Дети не видят смысла в обучении, а некоторые просто отсиживают урок в надежде, что он когда-нибудь закончится. 3
В ответ на эти недостатки появились, например, такие альтернативные системы обучения, как Белл-ланкастерская система взаимного обучения, где старшие ученики под руководством учителя сначала сами изучали материал, потом, получив инструкции, обучали своих младших товарищей. 1 Или Батовская система, где процесс обучения делился на две части: коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия как с сильными, так и со слабыми учащимися. 1