Некоторые навыки речевого развития, которые должны быть сформированы у детей 3–4 лет:
- Активный словарный запас. 13 К четырём годам он может составлять примерно 2000 слов. 3 В речи ребёнка кроме существительных и глаголов всё чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные. 3
- Грамматический строй речи. 13 Фразы в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам ребёнок использует распространённые предложения. 1 Многие малыши могут применять сложносочинённые и даже сложноподчинённые конструкции. 1
- Фонетика. 1 Артикуляционный аппарат ребёнка постепенно укрепляется, он меньше «сюсюкает» — гласные произносит, не смягчая. 1
- Связная речь. 13 Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке. 1 Они могут лишь описать изображённые предметы и действия, которые те производят. 1
- Интонация, выразительность. 1 Дети могут не просто копировать оттенки интонации, которые им показали взрослые, читая стихотворение, но и привнести свои выразительные нотки, которые, как им кажется, соответствуют прочитанному. 1
- Умение называть и обобщать в группы все известные ему предметы (еда, одежда, мебель, посуда, игрушки). 1
- Умение определять и называть признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка тёплая, стол деревянный). 1
- Умение понимать и называть действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается). 1
- Умение повторять за взрослыми слова и предложения. 1
- Умение представлять простые образы. 1
Важно учитывать, что дети 3–4 лет вследствие своей индивидуальности могут находиться на различных уровнях развития речи. 3