Для успешного освоения сложных предметов во втором периоде средней школы детям необходимо развивать различные навыки, среди которых:
- Когнитивные навыки. 2 Способности мышления, анализа, синтеза и решения проблем. 2 К ним относятся критическое мышление, память и внимание, логическое мышление. 2
- Организационные навыки и самодисциплина. 2 Планирование и тайм-менеджмент, умение ставить цели и достигать их, самоконтроль и ответственность. 2
- Социальные навыки. 2 Коммуникационные навыки, работа в команде, разрешение конфликтов. 2
- Творческие и креативные навыки. 2 Способность генерировать новые идеи и подходы к решению задач, что особенно важно в проектах и исследовательских работах. 2
- Навыки самообучения и независимости. 2 Способность искать информацию, анализировать её и применять полученные знания без постоянного контроля со стороны взрослых. 2
- Технологическая грамотность. 2 Работа с компьютером и интернетом, навыки программирования и работы с образовательными приложениями. 2
- Метапредметные навыки. 5 Способность определять и ставить цель, планировать на перспективу, обобщать информацию, систематизировать данные, классифицировать предметы и явления по определённому принципу и признаку. 5
Для развития этих навыков важно внедрять в образовательный процесс задания, которые отвечают принципам метапредметности, например проектные задания, интегрированные уроки, где изучается один объект или явление с применением законов и аксиом нескольких образовательных дисциплин. 5