Некоторые научные подходы к изучению речевой деятельности в психологии:
- Деятельностный подход. spravochnick.ru Развивался с середины 1930-х годов в рамках психологической школы Л. С. Выготского. spravochnick.ru В структуру деятельности входят мотив, цель, действия, операции, личностные установки и результаты (продукты) деятельности. spravochnick.ru
- Психолингвистический подход. www.prodlenka.org Ориентирован на сложные внутреннеречевые процессы, в центре внимания — проблема порождения речи, формирования и восприятия речевых последовательностей, прежде всего синтаксически оформленных предложений. www.prodlenka.org Синтаксические правила рассматриваются как неотъемлемая часть психологического процесса. www.prodlenka.org
- Изучение речи как акустического явления. www.prodlenka.org Характерен интерес к элементарному уровню речи: фонемам, слогам, морфемам. www.prodlenka.org Выработаны представления о механизмах восприятия и производства речевых звуков. www.prodlenka.org
- Изучение семантики речи. www.prodlenka.org Продуцируя речь, человек выражает смысл, который извлекается и из воспринимаемой речи. www.prodlenka.org Психологические проблемы семантики речи приобретают первостепенное значение. www.prodlenka.org
Исследованием речевой деятельности занимались такие учёные, как В. П. Глухов, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, М. Р. Львов, Л. С. Выготский, Л. В. Щерба и другие. scienceforum.ru