Некоторые научные эксперименты, которые проводились для изучения процессов запоминания и припоминания:
- Эксперимент под руководством Элизабет Лофтус. 12 Испытуемым показывали компрометирующие фотографии президентов США, к которым был приложен текст новости. 12 Цель исследования — понять, поверят ли участники в реальность изображённых событий, насколько эмоционально они к ним относятся, зависит ли это от политических взглядов. 12
- Исследование Роджера Брауна и Дэвида Макнейла. 1 Гарвардские психологи зачитывали испытуемым словарные статьи без определяемого слова. 1 Участникам, которые знали слово, но не могли его вспомнить, задавали дополнительные вопросы: например, сколько слогов в этом слове, с какой буквы оно начинается, с чем рифмуется. 1
- Эксперимент канадских психологов под руководством Джин Гринье. 12 В исследовании участвовали 30 пожилых женщин, которые вели дневники сновидений и вспоминали события из своей жизни в ответ на ключевые нейтральные слова. 12 Психологи установили, что временные распределения событий в случаях с воспоминаниями и сновидениями очень похожи. 12
- Исследование Ллойда и Маргарет Петерсонов. 12 В 1959 году участники эксперимента повторяли сочетания из трёх букв через разные интервалы времени. 12 Между прослушиванием букв и их произношением испытуемые проводили умственную работу: вычитали по три от трёхзначного числа. 12 Результаты эксперимента показали, что свойства кратковременной памяти отличаются от свойств долговременной: информацию легко забыть, если лишиться возможности её проговаривать и отвлечься на другую похожую задачу. 12
- Исследование Дэниела Саймонса и Дэниела Левина. 12 В 1997 году экспериментаторы проводили исследование с пешеходами: во время разговора между ними проносили дверь, с одним из которой экспериментатор менялся местами. 12 Прохожие не замечали изменений, но после окончания эксперимента, отвечая на вопрос о том, что они помнят, указывали на яркую деталь. 1
- Серия экспериментов П. И. Зинченко. 4 В них демонстрировалась зависимость эффективности непроизвольного запоминания от характера немнемической деятельности. 4 Для этого психолог предложил методику классификации предметов и составления числового ряда. 3