Несколько мнемонических приёмов, которые помогают запомнить правила написания ча-ща и чу-щу:
- Визуализация. 1 Можно создать таблицу со словами, в которых употребляются эти сочетания. 1 В каждой строке выделить буквы-жучки. 1 Каждый ученик выбирает своё слово и рисует его, тем самым укрепляя связь между звучанием и написанием. 1
- Стихотворная форма. 2 Например, «Знаем твёрдо: в ЧА и ЩА Мы напишем букву А, Где же встретим мы ЧУ-ЩУ, Пишем сразу букву У». 2
- Игра с пингвинами. 3 Для неё нужно 6 пингвинов, 40 рыбок с сочетаниями ча-ща и чу-щу и 10 пустых шаблонов с рыбками. 3 Рыбки делятся на две группы: с правильным написанием слов и с ошибками. 3 Задача учеников — накормить пингвинов только правильными рыбками. 3
- Физкультминутка. 2 Можно предложить ребёнку выполнить несколько несложных упражнений, приговаривая весёлый стишок. 2 Например: «Ча-ча-ча, Мы сидели молча. (Встали, походили на месте) Чу-чу-чу, Снова прыгать я хочу. (Попрыгали) Жи-жи-жи, На плечи руки положи. (Круговые вращения руками) Щу-щу-щу, Руки вниз я опущу. (Наклоняемся, тянемся руками к полу) Ща-ща-ща, Приседаем, не пища. (Приседаем) Ши-ши-ши, Посидим теперь в тиши. (Снова садимся на место)». 2
Также для закрепления правил можно выполнять практические упражнения, например, соединять подходящие по смыслу слова, расшифровывать предложения, вставлять пропущенные буквы. 24