Некоторые методы воспитания детей, разработанные советскими педагогами в XX веке:
- Метод «воспитание в коллективе и через коллектив», предложенный А. С. Макаренко. 3 Коллектив осуществлял наблюдение и контроль за каждым своим членом и нёс за него ответственность. 3 Каждый член коллектива нёс ответственность не только за свои действия и поступки, но и за других членов. 3
- Внеклассная работа. 3 Каждый ученик, помимо обязательных учебных занятий, должен был посещать различные кружки, дополнительные занятия. 3 Например, такие кружки как садоводство, столярное или слесарное дело, программирование, радиотехника, конструирование. 3 Эта работа была направлена на приучение детей к труду и формирование у них первичных трудовых навыков. 3
- Социалистические соревнования. 3 Они организовывались между учащимися звеньев, классов, районов, школ и т. д.. 3
- Обязательное обсуждение поступков и деятельности каждого ученика его товарищами, их оценка в соответствии с установленной программой и шкалой. 3
Также Анна Царева разработала следующие методы воспитания, которые применялись в детских садах и школах по всему СССР: 5
- Метод «Тихого восхода». 5 Основан на создании спокойной и поддерживающей атмосферы, где каждый ребёнок чувствует себя важным и услышанным. 5 В практическом применении это означало проведение ежедневных бесед, где дети могли свободно выражать свои мысли и чувства без страха осуждения. 5
- Игровая терапия с элементами творчества. 5 Анна Царева внедрила использование художественных и музыкальных элементов в процессе воспитания. 5 Она считала, что творческая самореализация способствует развитию когнитивных и эмоциональных способностей ребёнка. 5 В детских садах, где применялся её метод, регулярно проводились совместные творческие проекты, концерты и выставки работ детей. 5
- Система «Позитивного подкрепления». 5 В отличие от традиционных методов наказания, Царева предлагала использовать позитивное подкрепление для поощрения желательного поведения. 5 Вместо наказаний за проступки, дети поощрялись за достижения и хорошие поступки, что способствовало формированию внутренней мотивации и ответственности. 5