Нет однозначного ответа на вопрос, какие методы убеждения наиболее эффективны в педагогике. Несколько форм убеждающего воздействия, которые применяются в педагогической практике: 5
- Рассказ. 35 Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. 3 Рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. 3
- Лекция. 35 Монологическая форма метода, которая ведётся от одного лица. 3 Используется для того, чтобы разъяснить детям определённые нравственные понятия. 3
- Беседа. 35 В ходе беседы учитель должен убедить учащихся в правоте своих взглядов, доказать истинность своих суждений, опровергнуть те взгляды, суждения и понятия учащихся, которые он считает ложными. 5
- Диспут. 34 Позволяет формировать групповое мнение, развивать убеждения по отношению к личности, социальным событиям, к различным проблемам в отношениях. 2 У учеников возникают навыки участия в дискуссии, диалоге, споре и т. д.. 2
- Положительный пример. 3 Метод наглядно-практического воздействия, который помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. 3
Чтобы метод убеждения был эффективным, он должен соответствовать ряду требований: 45
- Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности, быть понятны и доступны учащимся. 45
- Убеждение должно строиться с учётом индивидуальных особенностей школьников. 45
- При всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным. 5
- Убеждение должно содержать как обобщённые положения (правила, принципы), так и конкретные примеры, факты (ситуации из жизни, опыт самого воспитанника). 45
- Убеждая других, воспитатель должен сам глубоко верить в то, что он сообщает. 5