Некоторые методы, которые можно использовать при составлении тренировочных заданий по лексике русского языка:
- Нахождение изучаемого лексического явления среди слов, в словосочетании, в предложении или в связном тексте. 3 Для выполнения задания нужно знать отличительные признаки лексических явлений. 3
- Подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое лексическое явление. 3 Слова можно подбирать из печатных источников (учебников, словарей, газет) или по памяти. 3
- Определение роли изучаемого лексического явления в тексте. 3 С помощью такого упражнения закрепляются функциональные свойства изученных лексических явлений, а также понимается изобразительно-выразительные средства в художественных произведениях. 3
- Группировка изучаемых лексических явлений. 3 Нужно установить единое основание деления слов на группы. 3
- Нахождение и исправление лексических ошибок. 3 Материалом для этого упражнения служат группировки лексических явлений, составленных не по одному основанию, или группировки, составленные самими учащимися с ошибками. 3
- Составление таблиц лексических явлений. 3 Нужно показать способы расположения материала по горизонтали и вертикали. 3
- Лексический разбор. 4 Суть метода в том, чтобы охарактеризовать слова с точки зрения особенностей лексических понятий. 4
Для создания заданий по лексике можно использовать Национальный корпус русского языка, где есть примеры употребления однозначных и многозначных слов, историзмов и архаизмов, омонимов, синонимов и антонимов. 5