Для постановки звука [рь] могут использоваться следующие методы:
- Подражание. 2 Ребёнок овладевает артикуляцией, ориентируясь на речь окружающих людей. 2
- Постановка от звука «Д». 23 Язык ставят за верхние зубы, он должен упираться в маленький бугорочек, и просят ребёнка повторить звук «ДДДД». 3 В это время двумя ватными палочками ведут влево-вправо, как будто чистят зубы. 3
- Постановка при помощи шпателя. 3 Язычок ставят в положение «парус» и прижимают к небу, чтобы получился «грибок». 3 Затем просят ребёнка выдохнуть звук «Ж». 3 Если ребёнок не умеет его произносить, то поможет шпатель. 3 Его просовывают под язычок и проговаривают звук «Д» (заводят язык влево-вправо). 3
- Постановка при помощи массажного зонда. 3 Зонд с массажными шариками приподнимают язычок и массируют зондом вперёд-назад, ребёнок при этом произносит звук «Д». 3
- Постановка при помощи салфетки. 3 Свёрнутую и растянутую тонкую салфетку прячут под язычок и вытаскивают её вперёд со звуком «Д». 3
Для постановки звука [рь] рекомендуется обратиться к профессиональному логопеду, так как это сложная задача, при которой нужно учитывать артикуляторные способности ребёнка, его возраст и возможность овладеть семантикой и слоговой структурой слова. 1