Для оценки соответствия стандартам качества существуют объективные и субъективные методы. 2
Объективные методы обеспечивают достоверную оценку с использованием измерительного оборудования и точных расчётов. 3 Некоторые из них:
- Расчётный. 3 Показатели качества определяют с использованием математических формул и данных, полученных опытным путём. 3 Метод применяют на стадии проектирования продукции, чтобы проанализировать производительность, прочность, мощность изделия, определить его эстетические и эргономические характеристики. 3
- Регистрационный. 3 Базируется на данных наблюдений за объектом и фиксации определённых событий. 3 Так определяют экономичность, технологичность, унификацию изделия, а также выявляют процент брака и долю отказов изделия во время испытаний. 3
- Измерительный. 23 Для оценки используют измерительные приборы и средства. 3 Метод позволяет определить параметры изделия: вес, скорость, температуру. 3
Субъективные методы подразумевают малодостоверную оценку, основанную на предпочтениях потребителя. 3 Некоторые из них:
- Органолептический. 23 Оценка качества с использованием органов чувств. 3 Позволяет оценить внешний вид изделия, вкус и запах, равномерность покрытия. 3 Применяют, когда нельзя использовать объективные методы. 3
- Экспертный. 23 Базируется на мнении квалифицированных экспертов. 3 Результаты оценки зависят от профессионализма специалистов. 3 Применяют, если показатели нельзя измерить с помощью объективных методов оценки, либо когда нужно учесть очень много параметров. 3
- Социологический. 23 Предполагает анализ потребительских мнений. 3 Позволяет определить качество продукции, опираясь на потребительские характеристики товара. 3 Обычно для этой цели используют анкетирование покупателей, тестирование в фокус-группах. 3
Выбор метода зависит от назначения и свойств продукции, потребительских ожиданий, условий эксплуатации, требований нормативной документации и целей оценки. 3