Некоторые методы статистики, которые используются для выявления причинных связей:
- Метод параллельных рядов. 4 Применяется для определения наличия и направления взаимосвязи в немногочисленных совокупностях (15–20 единиц). 4 При этом методе значение факторного признака располагают в порядке возрастания или убывания и параллельно с ними отражают соответствующие значения результативного признака. 4
- Метод аналитической группировки. 4 Используется, когда совокупность достаточно велика и параллельные ряды не позволяют обнаружить зависимость. 4 Единицы статистической совокупности группируют, как правило, по факторному признаку, и для каждой группы рассчитывают среднюю или относительную величину по результативному признаку. 4 Затем изменения средних или относительных значений результативного признака сопоставляют с изменениями факторного признака для выявления характера связи между ними. 4
- Графический метод. 4 Заключается в построении корреляционного поля, на котором отражают параметрические данные. 4 На оси абсцисс откладывают значение факторного признака, а на оси ординат — результативного. 4 Каждая единица, обладающая определённым значением факторного и результативного признака, обозначается точкой. 4
- Корреляционный анализ. 35 Позволяет проводить анализ больших объёмов данных для изучения возможной взаимосвязи двух или большего количества показателей. 5 Задачи метода: измерить тесноту имеющейся связи дифференцирующихся признаков, определить неизвестные причинные связи, оценить факторы, в наибольшей степени воздействующие на окончательный признак. 5
- Регрессионный анализ. 35 Позволяет определить форму связи, установить степень воздействия независимых показателей на зависимый, определить расчётные значения зависимого показателя. 5
- Ряды динамики. 35 Это ряд последовательно расположенных во времени статистических показателей, которые в своём изменении отражают ход развития изучаемого явления. 3 Посредством этого метода статистического анализа удобно определять интенсивность или скорость, с которой развиваются явления, находить тенденцию их развития, выделять колебания, сравнивать динамику развития, находить взаимосвязь развивающихся во времени явлений. 5