Некоторые методы, способствующие развитию критического мышления на уроках истории:
- Анализ исторических источников. 1 Работа с первичными и вторичными материалами позволяет школьникам погружаться в реальный контекст событий прошлого. 1 Ученики учатся критически оценивать достоверность информации, различать субъективные и объективные элементы в источниках, выявлять предвзятости. 1
- Сопоставление источников с различными точками зрения. 1 Например, изучение дипломатических документов, дневников участников событий и их сопоставление с анализом событий в учебниках позволяет увидеть, как один и тот же факт может трактоваться по-разному в зависимости от позиции автора. 1
- Графическое отображение полученной информации. 3 Ученики учатся анализировать и сжимать полученную при изучении тему информацию, представляя её в различных схемах. 3 Один из методов графического представления информации — «Фишбоун» («рыбий скелет»). 3
- Приём «Двойной дневник». 3 При первичном восприятии текста ученики параллельно записывают личные комментарии к событиям, происходящим в тексте, в таблицу. 3
- Приём «Знаю — хочу узнать — узнал». 4 Учащиеся работают по парам и заполняют первую графу таблицы (что они знают по теме: это могут быть ассоциации, исторические сведения, предположения). 4 После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока. 4
- Приём «До-После». 5 Формирует умение прогнозировать события, соотносить известные и неизвестные факты, сравнивать и делать вывод. 5